Интервью

О Джармуше, как о режиссёре! Тут говорим о его стиле. Выкладываем интервью, биографии, фотки...
Ответить
Сообщений: 2 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
02-05, 12:25
«Итоги», N. 22, 2005 г., Диляра Тасбулатова
«Цветы запоздалые»

Изображение
"Запомните: никогда, ни при каких обстоятельствах я не стану подчиняться продюсерскому диктату - как родился независимым, так, видимо, и умру таковым", - заявил Джим Джармуш в эксклюзивном интервью "Итогам"

Джим Джармуш - самый яркий представитель американских "независимых", автор культового "Мертвеца" и певец Нью-Йорка, живая легенда мирового кино - получил в Канне Гран-при, второй по значению приз. Впрочем, мнения по поводу его новой картины "Сломанные цветы" (название можно перевести и как "Цветы запоздалые") резко разделились. Многочисленные фаны Джармуша, обожающие его и приветствующие каждый его шаг, каждый новый экзерсис, были недовольны и этой наградой, полагая, что именно Джармуш с его выразительным бэкграундом, с его неповторимой манерой киноповествования достоин "Золотой пальмовой ветви". Другие, менее восторженные, ругали картину, отмечая, что при всех фирменных фишках и примочках "Цветы" - коммерческое произведение, уступка мейнстриму и масскульту. Третьи пошли еще дальше, назвав картину Джармуша "подделкой" и "дешевкой", игрушкой без начинки, где былое мастерство лишь обеспечивает сюжетную пустоту и внутреннюю усталость. Сам Джим Джармуш продолжает держаться с достоинством бывалого "независимого", давая понять, что и под пыткой не признается, что пошел на поводу у продюсеров и нетребовательных зрителей. После премьеры "Сломанных цветов" корреспондент "Итогов" взял эксклюзивное интервью у знаменитого американского режиссера.

- Господин Джармуш, радикально настроенная часть критики обвиняет вас в том, что вы сняли абсолютно коммерческую картину...

- Наплевать. Пусть обвиняют. Моя работа состоит не в том, чтобы вымерять по микронам, более или менее коммерческое кино я снимаю. Я работаю, не задумываясь о таких мелочах. Запомните: никогда, ни при каких обстоятельствах я не стану подчиняться продюсерскому диктату - как родился независимым, так, видимо, и умру таковым. Каждый мой фильм идет от души, каким бы он ни был. И каждый - малобюджетный. Это уже о чем-то говорит. Кроме того, все не так просто: коммерческое кино, как вы выражаетесь, бывает замечательным. И грань между авторским и коммерческим кинематографом порой довольно зыбкая.

- Значит, понятие "независимый" уже не так актуально, как прежде, когда вы начинали?

- А вот здесь все тоньше и одновременно грубее. С одной стороны, "независимые" в Голливуде - низшая каста. Как бы оскорбительно это ни звучало. А с другой, происходит вот что. Голливуд взял на вооружение это понятие и манипулирует им, как хочет, подменяя смыслы, называя "независимым" абсолютно коммерческое кино.

- То, что многие знаменитые режиссеры, показавшие здесь свои картины, повернулись лицом к зрителю, стали более удобопонятными - это хорошо или плохо, как вы думаете?

- Да, дилемма. И плохо, и хорошо. По крайней мере это наводит на размышления.

- О том, что великому кинематографу приходит конец?

- Что-то в этом роде. Хотя никогда не знаешь, куда двигается искусство. Неисповедимы его пути. Великое кино, как вы понимаете, иногда вырастает из чепухи, из масскульта, из обрывков впечатлений, навеянных улицей, а не, скажем, Шекспиром или Данте. Это не линейный путь, здесь все непросто.

- Стихи растут из сора, как сказала одна русская поэтесса?

- Абсолютно. Иногда - из болезни. Мой друг как-то страшно заболел, едва не умер: температура под сорок и все такое прочее. И вот в таком состоянии он вдруг взял и написал три песни, трясясь в лихорадке, в полном бреду. Наутро ничего не помнил - правда, перед ним, как в сказке, лежали тексты его песен. Ничего более гениального он потом не смог сделать. Как это происходит, откуда берется? Никто не знает, не ведает. Во всяком случае, процесс созидания - абсолютно бессознательный, я в этом убежден. Когда я пишу диалоги для своих сценариев, я специально выключаю сознание. Ничего рационального.

- Поговорим о "Сломанных цветах". Как вам работалось с Биллом Мюрреем? С другими звездами - Шарон Стоун, Тильдой Свинтон, Джессикой Ланг?

- Замечательно! Билл всех веселил, создавал на площадке атмосферу праздника. Причем у меня так - в группе всегда все равны: и разносчик кофе, и суперзвезда. Все хохотали, когда Билл брался за свое - он человек необыкновенно остроумный, феерический, человек-оркестр. И мягкий, никогда не давит своим остроумием. Это он заставил меня полюбить его героя, Дона. Вначале этот циник и донжуан был мне не слишком симпатичен. Но Билл меня к нему постепенно приучил. С моими женщинами тоже было необыкновенно хорошо работать. Надо сказать, что я вообще больше люблю женщин, их таинственная сущность притягивает меня гораздо сильнее, чем мужская определенность. Кроме того, женщина всегда умеет выслушать и понять тебя. И я благодарю Бога за то, что и в личной жизни связан с женщиной, которая принимает меня таким, какой я есть, - со всеми моими прибамбасами, моим прошлым, с недостатками, которых хоть отбавляй.

- Извините за наивный вопрос - но о чем, собственно, ваш фильм? О невозможности отцовства, об отсутствии Отца?

- И об этом тоже. И о любви, которую мой герой все время догоняет и не может догнать. Потому что как раз на пике своих взаимоотношений с женщиной, он - раз! - и увлекается другой. Как будто бежит от самого себя, хочет заполнить зияющую пустоту своей души. И сын, которого он ищет, может стать шансом для него.

- Но в конце концов он ведь так никого и не находит, опять остается в своей пустоте?

- На это я бы так ответил: мой фильм о том, что в жизни ответов нет. Что жизнь, простите за трюизм, есть тайна. И любовь - таинство. Хорошо, как мне кажется, что мой герой в начале фильма получает письмо без подписи; это дает ему шанс встретиться со всеми своими бывшими, как бы восстановить порванную связь времен. И он каждый раз надеется - а вдруг именно у этой родился его сынЙ

- Позднее раскаяние?

- Или рождение заново. Обретение души.

- Вы, видимо, последний романтик мирового кинематографа...

- Не только я, но и мои коллеги, "братья по разуму". Я просто счастлив, что нахожусь здесь среди моих единомышленников, что в Канн приехали Гас Ван Сент, Вим Вендерс, Дэвид Кроненберг, Хоу Сяо-Сен, Ларс фон Триер, Атом Эгоян. И что со всеми ними я участвую в одном конкурсе.

- И последний, прозаический вопрос: где вы находите деньги на свои картины?

- За пределами США и Голливуда. Например, в Японии. Японцы иногда не знают, куда девать деньги, и вот здесь-то я тут как тут (смеется). Зато они никогда не лезут ко мне со своими советами и продюсерским диктатом, сразу заявляя, что сборы их вообще не интересуют. Причем все построено на честном слове, я даже никакого контракта не подписываю. Что в Голливуде совершенно невозможно.

ЖИВИ и РАДУЙСЯ жизни, ТВОРИ и СМОТРИ кино.
02-05, 12:40
«Коммерсантъ», 27.04.01, Андрей Плахов
«Джим Джармуш: красоту можно найти где угодно»

Изображение
В Буэнос-Айресе проходит III Международный фестиваль независимого кино. В конкурсе соревнуются фильмы молодых кинематографистов, но главная почетная награда фестиваля уже вручена: ее обладателем стал ДЖИМ ДЖАРМУШ. Корреспондент "Ъ" АНДРЕЙ ПЛАХОВ взял интервью у знаменитого американского режиссера.

Сначала о нем никто не мог дать точной информации. В списках гостей фигурировал Джеймс Джармуш, и я вычислил его только потому, что в тех же списках была его жена Сара Драйвер, тоже режиссер. Ни он, ни она не привезли новой картины, и повод их приезда был неясен. И вот наконец Джармуш материализовался в холле гостиницы Holiday Inn - подтянутый и седой (таким он был всегда), с огромным чубом, который считается символом постмодернистской невинности.

- Награда, врученная вам в Буэнос-Айресе, еще раз подтвердила, что вы остаетесь гуру независимого кино. Но за двадцать лет смысл этого понятия, вероятно, изменился?

- Я не очень аналитический человек: делаю то, что делаю, и бываю счастлив, когда люди принимают мои фильмы. Возможно, потому, что у многих людей плохой вкус. Быть независимым - значит идти не тем путем, который диктует инвестор. Но в последнее время понятие Independent стало в Голливуде коммерческим штампом.

- Меккой независимого кино считается фестиваль в Санденсе. Вы можете его сравнить его с Буэнос-Айресом?

- Здесь, в Буэнос-Айресе, люди открыты любым формам кино. Я был однажды в Санденсе, и впечатление осталось не очень. Бизнесмены из Голливуда играют в покер независимого кино. В результате они считают картину провальной только потому, что вложили в нее слишком много денег. Не надо сотен миллионов долларов, чтобы достигнуть чистоты экспрессии. Достаточно сослаться на опыт Карла Дрейера и Робера Брессона.

- Эти классики вдохновлялись идеями католицизма. Что вдохновляет вас?

- Я вдохновляюсь всем, что вокруг, и никогда не могу предсказать, что станет источником следующего фильма. Это может быть японская самурайская философия или нью-йоркский хип-хоп.

- Ваш последний фильм "Пес-призрак: путь самурая" называют черной комедией, а вас самого зачислили в нео-битники...

- Все эти классификации мне смешны. Если говорить о комедии, мое отношение к юмору лучше всего выразил Оскар Уайльд: жизнь слишком важна, чтобы принимать ее всерьез. Что касается битников и прочего... Я не люблю движений, не признаю зафиксированных "волн" в культуре. Культура - это океан, где одна волна переходит в другую, и абсурдно придумывать название для каждой.

- Вы работали со многими актерами, известными и неизвестными, а также снимались сами. Что вы думаете об этой профессии?

- У меня нет особого способа работы с актерами. Я люблю репетировать с актерами, но не те сцены, которые войдут в фильм. Эти как раз лучше снимать сразу, одним дублем. Сам я играл в эпизодах у Пола Остера, Вонга Вэйна, Аки Каурисмяки, Рауля Руиса - всегда исключительно у друзей, и нетрудно заметить, что я не актер. Как режиссер я предпочитаю актеров импульсивных - таких, например, как Том Уэйтс. Пускай у него нет разработанной актерской техники, но он инстинктивен и, кроме того, замечательный певец и поэт. Он - как одинокий гриб, растущий в лесу.

- В начале карьеры вы были связаны со многими известными кинематографистами - Сэмом Фуллером, Николасом Рэем, Вимом Вендерсом, Роберто Бениньи. Как вы теперь к ним относитесь?

- Я пошел в Нью-Йоркский университет на трехлетнюю программу по кино и был не очень хорошим студентом. Когда после второго года у меня кончились деньги на учебу, меня взяли ассистентом к Николасу Рэю, который пришел преподавать на третий год. Я ассистировал ему и на фильме "Nick's Movie", там же познакомился с Вендерсом, который снимал "Положение вещей". Я с глубоким уважением отношусь к этому режиссеру, но скажу честно: после "Положения вещей" его фильмы потеряли меня как зрителя. Роберто Бениньи, который снимался у меня в фильме "Вне закона", я узнал задолго до того, как тот стал "феноменом". Сейчас он всячески сопротивляется голливудизации и готовит новый фильм в Риме. Он удивительный персонаж, его даже трудно описать. Как и Сэма Фуллера, который не входит ни в какую категорию. Правые считали его левым, и наоборот. Он работал в жесткой студийной системе, но в словаре за словом Independents первой должна стоять его фамилия. Он делал В-фильмы в коммерческой системе, и они мне нравятся, как никакие другие.

- И все же вы против Голливуда?

- Красота кинематографической формы очень разнообразна. Ее можно найти в больших коммерческих фильмах, в арт-фильмах, в порнофильмах - в чем угодно. Я не против Голливуда. Просто сам предпочитаю быть вне этой ситуации. Продюсер, который прежде всего думает о бизнесе, со мной или сошел бы с ума, или угодил в тюрьму. Есть столько способов снимать фильмы, сколько людей их снимает.

- Вы находитесь в позиции маргинала, существующего на обочине мейнстрима?

- Это субъективно, но для меня всегда были важны в культуре те, кто вне мейнстрима: маргиналы, изгнанники в физическом или философском смысле. Именно они оставили самые сильные художественные высказывания. Я сам себя чувствую изгнанником в мире, где можно так обращаться с деревьями, камнями, с животными. Этот мейнстримовский способ мышления мне чужд. Я не люблю границы, страны, флаги - любые системы контроля над людьми.

ЖИВИ и РАДУЙСЯ жизни, ТВОРИ и СМОТРИ кино.

Сообщений: 2 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron