«Отпуск без конца»- первый, и как я думаю, самый лучший фильм Джима Джармуша. По сравнению с «Кофе и сигареты», не так известен, хотя может вполне потягаться силами за первенство, и не только с ним. Как уже было сказано, «Отпуск без конца» первый фильм Джима, и снят он для первого раза очень даже профессионально. Поцарапанная плёнка, изображение картинки немного походит на «любительскую», операторская работа на высоте, а актёр Крис Паркер сыграл хорошо (хотя он не считается проффесиональным). Кстати, Крис Паркер бал на самом деле фанатом Чарли Паркера – «великий джазмен, король бибопа». И, как мне известно, из интервью Джима Джармуша, в основе сценария – реальная жизнь Криса Паркера. «У него, как и у его героя, нет крыши над головой, он живет у друзей и нигде не работает. В общем, типичный бродяга…» - говорил Джармуш. А после съёмок фильма, Крис, как и Алойсиус, уехал во Францию в поисках своего Вавилона...
Итак, я думаю, что стоит начать с сюжета:
Алойсиус Кристофер Паркер (или просто Полли), живёт как перекати-поле, и «при этом, не видит никакой разницы». И если у него родится сын, то он назовет его Чарли Кристофером Паркером, в честь Чарли Паркера. Для него люди - это не более чем череда комнат, в которых он побывал. «Везде люди, по большому счёту одинаковые, только у них разныё холодильники, туалеты, в общем вот такая мура...». В очередной раз, у него маленькая квартирка, в которой он живёт с девицей, только она не любит «одиночество» и устала от него.Вскоре он её покидает и идёт навестить дом, где он провёл своё детство – сейчас этот дом превратился в «руины». А также мать, которая лежит в психбольнице. «Мама не воспринимала мой образ жизни, и вскоре, после смерти отца (видимо он был подобен Крису), она сошла с ума».
Итак, он идёт к родительскому дому, который разбомбили китайцы. Как уже всем известно, тема «дороги» у Джармуша присутствует почти во всех его фильмов, и это не исключение.
То есть, на протяжении всего фильма Крис в поисках своего Вавилона. Ему то и дело попадаются необычные персонажи, со своими проблемами и причудами. С первым, мы как раз знакомимся у «Руин родительского дома». Им оказывается парень, который думает, что всё ещё идёт война с Китаем, и он живёт здесь – в «руинах». Разговор был не долгим – Алойсиус просто рассказал ему «забавную историю» о машине, которую видел во сне. Машина вся сверкала, ну знаешь, наподобие старых машин... В итоге этот парень решил найти себе местечко получше.
Теперь он в психбольнице, пришёл навестить маму (впервыё за год). А тут один из главных моментов во всём фильме. Мать говорит, что она знает, что Крис её сын, потому что это не Криса глаза, они ему не принодлежат, их вытащили из головы его отца. Наверное, эта фраза покажется для кого-то глупа, а для кого-то напомнит стиль Годара, но тут не так всё просто. Джим хотел намекнуть нам, что отец Криса был таким же «перекати-поле», эгоистом, которому также не нужна работа... В это время на фоне смеётся сумасшедшая...
Он идёт дальше, теперь уже без цели.
Он встречает девушку, которая поёт какую-то идиотскую песенку на итальянском языке, потом просто шатается... решает пойти в кинотеатр на «Варварскую невинность». Интересен тот факт, что в это время идёт фильм «Хороший, плохой, злой» со свое легендарной темой Энио Морриконе. Это ещё раз доказывает, что Джим Джармуш большой поклонник вестернов. Потом чернокожий рассказывают ему историю про «эффект Доплера». «Это когда звук в движении меняется» - говорил Алойсиус. «эффект Доплера» - так называется его шутка: «в 50-ых жил один парень, он играл на саксе, но его «прогрессивный звук сакса» ни кто не принимал. Понимаешь, он не хотел играть обычно, наверное, поэтому у него ни чего не складывалось... И вот, однажды его друзья скопили деньги и отравили саксофониста в Париж (где когда-то Джармуш стал киноманом). Но и там его «прогрессивный звук сакса» ни кто не принял. Ну, он начал играть на улице, за гроши... Понимаешь, он подсел на травку и всё такое. И тут, он сорвался, поднялся на крышу, чтобы спрыгнуть, и покончить со всем этим. Он посмотрел вниз, а потом вверх... Тучи раздвинулись и от туда пробился свет, яркий свет... И саксофонист начал играть: Па, Па, Ра, Па, Па (и в таком же духе), но дальше он забыл, как играть. Хе. Он всё играл и играл, а дальше вспомнить не мог. И тут, все люди собрались, чтобы посмотреть. Копы забрались на крышу, чтобы схватить саксофониста. Но тут, он повернулся, и увидел приближающихся копов, и прыгнул! Он лежал на земле, ещё в сознании. И тут, он вспомнил этот аккорд, это был ВИУ, ВИУ, ВИУ. Это была сирены скорой помощи. Хе. Эффект Доплера. Хе.» Тут можно, о чём подумать, если связать эту историю с фильмом... Эффект Доплера. Мой любимый диалог в фильме.
А потом саксофонист (не тот, который в истории, а тот, которого Крис видел с балкона, в начале фильма), который играет у мусорки.
-«Парень, что тебе сыграть?»
-«Всё равно, лишь бы был этот вибрирующий, сумасшедший звук. Отличный звук»
И он заиграл. Заиграл яванский гамелан. И это был тот звук. Вибрирующий звук. И он всё играл и играл...
И музыка продолжала играть, пока наш герой не проснулся на крыше дома и не сказал: «Эта пушка – моё законное оружие. Пыф! Нет. Эта пушка - моё законодательство. Пыф!».
И вот он в порту, едет в Париж. Там, в порту, был ещё один человек и у него была своя история. О приехал в Нью-Йорк из Парижа, и надеется, что тут его Вавилон. И он знает, что если всё меняется, он должен ехать в другое место.
-«А как ты думаешь, мне понравится в Париже?»
-«Да, я думаю, Париж станет твоим Вавилоном»
-«Ясно»
И вот, он на корабле... Он просто не создан для осёдлого образа жизни. Это просто не его. Ему не нежна ни работа, ни дом. Хотя, хорошая тачка не помешает... Давайте назовём его особым типом туриста.
-«Я турист, чей отпуск длится без конца»
Он стоит на корабле, который везёт его в Париж. Может быть, там он найдёт себя.
Итог:
Безусловно, это надо видеть. Фильм, который заставляет задуматься. Человек, который не хочет быть одиноким, но при этом он не работает, да и врядли когда-нибудь будет. Это такой тип людей, который существует по сей день. Остаётся только посмотреть фильм, и сделать вывод для себя.