Биографии

О Джармуше, как о режиссёре! Тут говорим о его стиле. Выкладываем интервью, биографии, фотки...
Ответить
Сообщений: 2 Страница 1 из 1

Сообщение
Автор
25-04, 14:48
Вот моя любимая:
Джим Джармуш: Поэт, маргинал и гений современного кинематографа

Бессрочный путешественник. Часть первая

“…У него всегда белые волосы, он худ как щепка, одет в черное. Он похож на рок-звезду и поэта из странной вселенной… Но на самом деле он очень застенчив, непретенциозен и скромен”. Альфред Молина о Джиме Джармуше.
Изображение
“Впервые встретившись с Джимом, я был немного напуган, – начинал Молина. - Я снимался в Германии в фильме, режиссером которого была Сара Драйвер (речь идет о картине "When Pigs Fly" (1993) – прим. автора. vanslon), а он приехал в Гамбург вместе с Томом Уэйтсом. Два самых крутых битника, когда-либо приходивших на съемочную площадку - я был в полном восторге….”

А вот как описывает свою встречу с Джимом Джармушем корреспондент "The Guardian" Саймон Хаттенсоун: “Джармуш так же невозмутим, как и его герои: темные очки, серебряная цепь, прикрепленная к черным брюкам, густые седые волосы, которые были у него всегда, и глубокий, глубокий голос Ли Марвина. Но одновременно он столь же неспокоен, как и его герои. Он выглядит немного анахронично…”

В жизни сам Джим совсем не такой, каким его многие себе представляют. Он очень нерешительный, любит, когда за него определяют куда, например, пойти посидеть поболтать, сам утверждает, что порой, ему кажется, что в нем живут несколько человек. “Хочешь есть? Не знаю. Куда пойдем? Не знаю”. Но это только в жизни – на работе, на съемках Джим привык делать и решать все самолично, вплоть до проверки титров!

Джима многие принимали (и принимают) за обманщика, одевающегося во все черное, красящего волосы в белый цвет, и, под стать своим “внешним” цветам, снимающего картины. Слово Джиму: “После того, как все начали говорить ‘он красит волосы в белый цвет’, я подумал, если покрашу их в черный, они скажут: ‘Видите, какой он претенциозный!’ Поэтому я подумал, – продолжал Джим, - да пошли вы все, мне плевать!”


Но нам пора в небольшую одиссею, отправимся мы по примеру самого Джармуша и его "Мертвеца",
с напутствиями Курта Воннегута: “Не надо отказываться от неожиданных путешествий, потому что таким образом Бог приглашает вас на танец”.



“Огайо для меня одного”
Семь президентов США родились в штате Огайо, и Он.
Изображение
Джеймс Джармуш появился на свет 22 января 1953 года в городке Экрон, штат Огайо.
У его предков европейские корни (ирладско-немецкие с материнской стороны, чешко-немецкие – с отцовской; по другим версиям венгерские, французские и еще бог знает какие).

Экрон был невыносимо скучным индустриальным городишком, где все было связано с резиной. Джим так и говорит: “Куда ни посмотреть – везде резина!”
“Единственной красивой вещью в Экроне, когда я рос там, был дирижабль. Можно было просто прогуливаться и видеть его. Я обожаю этот дирижабль, он так прекрасен”.

Отец его как раз и работал на резиновой фабрике("Goodrich"), как и его дядя, как и его сосед. В жизни Джармуш-старший был наидобрейшим человеком, очень любящим свою семью, но именно от него юноша унаследовал один очень непростой инстинкт. Отец просто сказал: “Послушай, если кто-нибудь нарушит твои права, не отступай, набросься на него, перестань думать и задай ему трепку, но больше ни с кем так не поступай!” Здесь корнями и растет мания контроля Джармуша-режиссера над своими «детищами».
Мать же была учительницей, также, до замужества, она рецензировала фильмы для небольшой газеты "Akron Beacon Journal". От матери юноша и унаследовал семейную черту – седину: она, как и ее брат-близнец, поседела в совсем юном возрасте, примерно в 20-ть лет, Джим же седой с рождения!
Чудеснейшим “опытом” для юного Джима была его бабушка. Она, также как и ее дочь (мать Джима), была преподавателем и страстно любила литературу и живопись, обожала Рембрандта, Вермеера и Пруста, которого в особенности полюбил Джим, получив в подарок на свое шестнадцатилетие томик переводов его стихов. Джим о ней: “Я разделял с нею биение ее сердца, обсуждал мои увлечения и неприятия, она учила меня понимать их…” Также именно бабушка привила мальчику интерес к культуре американских индейцев, что в итоге так отразится в эпохальной картине Джима Джармуша. Но это будет совсем другая истории, очередь которой настанет нескоро.
У Джима есть младшая сестра Энн и младший брат Том, малоизвестный актер, который в будущем будет помогать брату в создании его картин как консультант по художественному оформлению. (По словам Джима, Том просто незаменимый человек в его “команде”: “Иногда я не могу объяснить своим помощникам, чего хочу. И тогда говорю: звоните моему брату, он вам все расскажет”.)

В юности, в школе, Джим страдал дислексией, путал буквы, и многие одноклассники считали его просто идиотом. Несмотря на свою болезнь, юный Джим с легкостью сдал выпускные экзамены. Он был, не взирая ни на что, умным и немного буйным мальчиком. “Я читал Гамлета и злился на всех вокруг. Мне 18 лет, и мир передо мной в долгу. Я ненавижу правительство, ненавижу власть, я не буду ходить в школу, не пойду работать, я покончу с собой, мне нужны только любовь, романтика, поэзия и музыка.”
Но именно здесь, в мире резины, в Экроне, работая в одной захудалой конторе мастером по ремонту холодильников, Джим впервые начинает с симпатией поглядывать в сторону Кинематографа. Мать Джима, чтобы “избавиться” от сына в субботний день завела традицию отводить его в кинотеатр "State Road theatre". Не сказать, что б там было большое разнообразие репертуара, но кое-что все же демонстрировали. Джим смотрел такие фильмы, как “Порождение черной лагуны” и “Атака гигантского краба-монстра”, которые запоминались лишь своими забавными названиями. Нравились же Джиму фильмы о Джеймсе Бонде, японские хорроры и американские B-фильмы. Особняком же стояли две черно-белых картины с Робертом Митчумом, очень сильно впечатлившие Джима – "The Night of the Hunter" и "Thunder Road". Последний был первым “недетским” фильмом, увиденным Джимом в шестилетнем возрасте в том самом кинотеатре в компании матери и сестры Энн. “До этого я не знал, что фильмы могут быть настолько опасны и соблазнительны”, - говорил Джим позднее. Впоследствии, спустя более 30-ти лет, кумир детства снимется в одной из картин Джима, но зато в какой!

Любовью же его была литература, самой главной и любимой, что подтверждают слова самого Джима: “Как все дети, я любил кино, но литература для меня всегда была более важной. Она играла самую большую роль в формировании моих представлений о мистицизме и метафизике”. Родители Джима принадлежали к епископальной церкви и всегда посещали ее по воскресеньям. Джим же никогда не ходил с ними, так как ему не нравилась идея сидеть в душном помещении церкви с галстуком на шее, поэтому он имел привычку прятаться где-нибудь по воскресеньям. Так продолжалось до подросткового возраста, именно в этот момент размышления о теологии привели юношу к литературе и беседам с бабушкой. Он серьезно увлекается английскими поэтами и поэтами-романтиками, а так же Данте и Аристидом. “У меня было очень много любимых писателей!” – говорит юноша.
Изображение

После окончания школы Джим покидает свой родной городок, связывать свое будущее с “резиной” он определенно не собирался. Ему хотелось “другой” жизни, рая, пускай и чужеродного. На поиски его он и отправляется, словно его же Элли или трио из “Stranger Than Paradise”. Тема дороги и путешествия, впервые появившаяся в жизни юноши, затем станет лейтмотивом и тенью всего творчества Джима Джармуша. Было только одно «но»: у героев его картин, всюду встречавших развилки на дорогах, не было конечного пункта в их бессрочных путешествиях, а Джимми, “турист, чей отпуск длится без конца”, все же не был таким маргиналом “вне закона”- у него была цель. Не был он и битником “в дороге”, как персонажи Джека Керуака – путешествие мальчика из Огайо не было спонтанным, как “джазовая импровизация”, присущая и Дину Мориарти, и Салу Парадайсу. Оно было более или менее направленным (или целенаправленным). Английский поэт Уильям Блейк писал в “Пословицах Ада” такие сакральные слова: “Человек выпрямляет кривые пути; гений идет кривыми”. Путь к своему призванию для Джима Джармуша никак не был прямым и быстрым, как не сразу и Уильям Блейк осознал, что он поэт. “Вы читали мои стихи?”, – воскликнет озаренный герой Джонни Деппа в середине своего путешествия, так и Джим Джармуш - не ведал своего призвания и не восклицал: “Вы смотрели мои картины?...” Озарение будет впереди его долгого путешествия, путешествия зигзагами…

“Новый свет”
(О жизни в Нью-Йорке 70-х)

ИзображениеИтак, уже 71-й год, Джиму восемнадцать и он в Нью-Йорке. В центре Большого Яблока Джим Джармуш и начинает “новую” жизнь, о которой мечтал, подобно венгерской девушке с библейским именем, также приехавшей в Нью-Йорк в поисках “Нового света”.

“Это поразительно! – трепетал Джим. - Когда я впервые прочитал Гинсбера в подростковом возрасте, я помню это особенное чувство, что вещи становятся доступными, и мысль о том, что жизнь впереди сулит гораздо больше возможностей…А «Howl» и «Kaddish» - они открыли мне чувство возможного. Это одна из тех волшебных вещей для ребенка из Экрона: вы читаете Вильяма Берроуза и Алана Гинсбера и слушаете Орнетт Колмана. Вы приезжаете в Нью-Йорк и, в конце концов, встречаете этих ребят…”

Правда в Нью-Йорк Джим попадает транзитом через Чикаго, как в свое время и кумир Элли, великий джазмен Чарли Паркер. Первый год семидесятых Джим проводит на берегу Великих озер, где поступает обучаться, как ни странно, журналистике в Северо-Западный университет (Northwestern University).Но очень скоро юноша понимает, что все эти методы журналистики, правила новостного повествования и т.д. совершенно не для него, все это чуждо ему. Ему хочется писать, сочинять стихи, заниматься творчеством. Самовыражаться, если одним словом. Джим понимает, что жизненная основа поэта - это изучение разных, зарубежных культур. (believing that “poets are the lifeblood of any culture”)
И с такими настроениями он решается сменить чуждую себе специализацию и спустя год переводится в Нью-Йорк, в знаменитый Колумбийский университет на факультет английской и французской литературы. Где его учителями становятся такие люди как Дэвид Шапиро и Кеннет Коч, программные фигуры так называемой “Нью-Йоркской школы поэтов”. Он начинает зачитываться post-post-structural fiction, какими - то повестями и прочей хренью, и писать маленькие абстрактные полу-рассказы.
В Чикаго и Нью-Йорке же он примерил на себя много различных профессий. "Я работал на сборочном конвейере, - говорит он. - …Работал в отелях. Был официантом. Недолго был шофером такси ... Разгружал грузовики. Был членом профсоюза металлопрокатчиков. Однажды у меня была работа помощником санитара в больнице для душевнобольных Cook County (Cook County mental hospital)".)
Не удивительно, что отель и такси станут, если так можно сказать, героями в картинах “Таинственный поезд” и “Ночь на Земле” соответственно.


Самым важным событием, произошедшим в этот период в его личной жизни, становится, конечно, знакомство с молодой кинематографисткой Сарой Драйвер, тогда еще, наверное, никакой и не кинематографисткой вовсе. С женщиной, с которой он проживет целых 20-ть лет совместной жизни, что большая редкость для режиссеров.
Джим и Сара были такой маргинальной парой, любящей медленно кататься по улочкам Манхэттена на мотоцикле марки “Ямаха” 78-го года выпуска - Джим спереди, Сара сзади. ( В эпизоде картины “Вне закона”, правда, вырезанном из окончательного варианта, Сара сыграла как раз гёрл-байкершу.) Об их личной жизни почти ничего неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что у них было очень много общего. Впоследствии они будут парой и в творчестве - вместе пишут сценарий, вместе снимают и монтируют её дебютный фильм ”Ты не я” (“You Are Not I”, 1981), повествующий о молодой девушке, роль которой исполнила Сюзанна Флэтчер (знакомая нам по дебюту Джима), сбегающей из больницы для душевнобольных в результате неразберихи, возникшей из-за автокатастрофы неподалеку. Сара работает и над картинами Джима, ассистирует ему в дебюте (“Permanent vacation”), а также непременно появляется в эпизодах пяти картин Джима, вдобавок продюссирует первые две. Из этого становится совсем ясно, насколько они, наверное, были близкими друг другу людьми и кинематографистами. Но, к сожалению, Сара и Джим так и не поженились и, в конце концов, разошлись. У них так и не было детей, Джим, до сих пор не ставший отцом, спустя много лет признается, что он очень хотел детей, особенно от Сары…он все еще может их завести!

Сара в фильмах "Более странно чем рай" и "Таинственный поезд"

Какое-то время они продолжают работать вместе и после, но решают, что это неправильно и перестают встречаться и на съемочных площадках. Только в 2005 году, на съемках последнего на данный момент фильма Джима - “Сломанные цветы” - их пути вновь пересекутся. Сара “подарила” фильму идею. Идею о Мужчине, у которого могли бы быть дети. Догадываемся сами, насколько фильм может быть автобиографическим. А уж если привести слова Джима о “Сломанных цветах”: «Мне кажется, фильм рассказывает о стремлении. О стремлении к чему-то, чего тебе не хватает…”, - то и вовсе кажется все понятным… А вот знает кто-либо, преподнесет ли ему жизнь сюрприз в розовом конверте!?

Джим о Саре: “Она лучшая. Ее единственный недостаток – плохой вкус на мужчин, других изъянов в ней я не вижу”.

В Нью-Йорке, Мекке художественной жизни Америки, 20-ти летний поэт и студент Джимми становится более-менее серьезным киноманом. Если в Экроне, как мы уже отмечали, у него был ограниченный выбор, то теперь он начинает, по крайней мере, осознавать, что в кинематографе существует бесчисленное количество жанров, стилей и направлений. Тут перед ним открылся целый мир. В первую очередь, мир фотографии, живописи и, конечно, музыки. (Но даже и сценарный замысел очень интересовал Джима.) «Я люблю музыку, - говорит Джим. - По-настоящему я родился на музыкальной сцене в Нью-Йорке в конце 70-х. У меня много друзей из мира музыки. Я слежу за тем, что происходит в музыкальном мире, и люблю слушать «живую» музыку. В этом мире я встречаюсь с людьми, которые вдохновляют меня на сочинение ролей для них”.

Домом Джима становится один из самых экзотичных районов Манхеттена - Нижний Ист-Сайд, где он живёт в какой-то халупе за смешные деньги – 155 баксов в месяц. «Я живу рядом с Маленькой Италией и Чайна-тауном, - говорит он. – Еще здесь есть евреи-хасиды и пуэрториканцы. Мне нравится эта смесь».

Вот так описал этот район Андрей Плахов: “Экзотический, в иероглифах и желто-красных вывесках "чайна-таун" соседствует с "маленькой Италией", где пахнет пиццей, а на висящих в витринах майках написано "Итальянские парни — самые клёвые". Перейдешь улицу — начинается венгерский квартал, а рядом с ним украинский, где в ресторанах дают борщ и галушки. В двух шагах от богемного, напоминающего парижский Латинский квартал, пятачка Сэнт Маркс Плэйс — небезопасный "алфавитный город", с мрачными домами, заселёнными "латиносами", с улицами, тупо обозначенными А, В, С...”

Нью-Йорк был жутко опасным в то время, то самое кровавое лето пришлось на эту жаркую пору – Сыновья Сэма бродили по темным лабиринтам адского мегаполиса с 44 калибром, а Тревисы Биклы с магнумом колесили по лабиринтам Манхэттена в желтых taxicab. Джима даже однажды пытались ограбить, и это были восемь наркоманов в метро. С того времени Джим не расстаётся с пистолетом, он всегда с ним: “Это неотъемлемая принадлежность американца”, - поясняет Джим.
Изображение
Но в то же время это была прекрасная и удивительная пора, ведь все было дозволенно, а Нью-Йорк - город, который никогда не спал, был полон жизни и энергии. В середине 70-х начался расцвет американской панк-культуры и золотая эра диско. Время панковского безумия и хитов “Рамонес”. Время “лихорадки субботнего вечера” и Джона Траволты. Позже в своих воспоминаниях Джим будет назвать Нью-Йорк конца 70-х своим самым любимым временем, а герои картины “Кофе и сигарет” - без умолку болтать о той удивительной поре, времени настоящего и безудержного рок-н-ролла, панка и, of course, - самовыражения. Думаю, легко догадаться, на сколько оборотов сменилась жизнь молодого провинциала? “Его повсюду окружала аура блестящей хипповой манхэттенской культуры!” – говорит Джонатан Розенбаум (автор знаменитой книги-исследования “Dead man”). Джим общается с огромным количеством интереснейших людей. Знакомится с группой музыкантов, поэтов, художников и актеров. Среди них: Джон Люри - лидер авангардной джаз-команды “The Lounge Lizards”, Ричард Эдсон - барабанщик из культовых “Sonic Youth”; артисты Ричард Бойлс и Мария Дюваль; знаменитые “рок-хулиганы” - Игги Поп и Том Уэйтс, Ник Кейв, Джоуи Рамон (солист “Рамонес”) и Ричард Хелли, Джо Страммер (лидер The Clash) и многие-многие другие…(Позже почти все они будут играть в картинах Джима.) Они посещают “Squat Theatre”, тусуются в культовых местах - CBGBs и Max’ Kansas City, - где не только веселятся на концертах “Рамонес”, Патти Смит и многих других, но и делятся своими идеями с писателями-битниками (тем же Гинсбером), которые были завсегдатаями этих заведений. Отсюда прекрасно видно, почему Кино Джармуша впоследствии будут называть “тусовочным”, а его самого - “Человеком Американской кинотусовки”.

Нью-Йорк со своими параллельными “эвеню” обладал и другой стороной жизни, которую Джим, как мы видим, не мог не открыть. С одной стороны улицы – вдумчивость уличной поэзии, а с другой – бессмысленный и зажигательный ритм ночных огней. Животный инстинкт, унаследованный от отца, впервые проявился не в работе, как можно было подумать, а в повседневной жизни. Правда, Джиму не нравилось ни драться, ни само насилие, но “завет” отца он чтил. Было несколько таких случаев, когда Джим переставал думать и оставлял людей со сломанными носами, избитыми, или же сам оказывался побитым. “Я хотел от него избавиться, но не могу”, - только парировал Джим. Это теперь Джим вегетарианец и даже почти не пьет кофе. “Лишь изредка, вместе с Игги”, – добавляет Джим. В 86-м Джим одумается и завяжет с наркотиками, спиртным, кофеином, никотином, мясом…со всем сразу. А в конце 70-х все было совсем иначе. Вот как он в целом описывает тот период: “Я думал, что, вероятно, доведу себя до смерти наркотиками и бурной жизнью. Думал, что так мне, наверное, написано на роду”. А вы говорите дети…
Джим и какой-то чувак Josh Cheuse

Позже, где-то в 80-е наверное, Джим с некоторыми парнями из этой “тусовки”, а именно: с Люри, Кейвом, Уэйтсом и Бойсом - основывает таинственный клуб под названием “Сыновья Ли Марвина”. Цель их клуба была довольно простенькой – совместный просмотр всех фильмов с участием знаменитого американского актера Ли Марвина.

Не знаю как для остальных братьев, а для Джима любимыми фильмами со стариной Марвином были: “Дикарь” Ласло Бенедека, “Большая жара” Фрица Ланга, “Убийцы” Дона Сигеля, “Attack” и “Грязная дюжина” Роберта Олдрича, “Человек, который убил Либерти Вэлланса” Джона Форда. (Позднее, в период съемок “Мертвеца”, Джим будет говорить, что не любит фильмы Форда!) Но самым любимым был, конечно, “Point Blank” Джона Бурмена.
В своей картине “Кофе и сигареты” Джим Джармуш сделает вот такое посвящение своему, если так можно сказать, кумиру:
Мэг и Джек Уайт
Но подобные “портреты” порой встречаются и у других режиссеров (вспомним фильм Аки Каурисмяки “Человек без прошлого”, где большой друг Джима отдает почести своему любимому актеру - скоропостижно скончавшемуся Матти Пеллонпяя, игравшему и у Джима в “Ночи на Земле”). А вот “привет”, звучащий в картине “Мертвец”, поражает своей иронией: герой картины, Уильям Блейк, в одной сцене, сняв очки и спросив про свои стихи, убьет наповал двух шерифов - Ли и Марвина.
С “сыновьями” связаны и две интереснейшие истории. Слушаем первую: Ник Кейв как бы невзначай обиделся на Джима, после того, как во время прогулки по берлинским порношопам продавцы принимали их за братьев, что привело его в ужас: “Нет, я совсем не похож на эту белобрысую гадину”, – иронизировал Кейв, все же, на мой взгляд, похожий на Джима.

Ник Кейв в фильме “Джони - Замша” (1991) реж. Том Ди Чилло

Еще более забавную историю на эту тему позже расскажет и Том Уэйтс. Произошла она шесть месяцев спустя в одном баре где-то в Северной Калифорнии. К нему подошел незнакомый тип и спросил: «Вы Том Уэйтс, верно?» «Я хочу с вами поговорить», - продолжал этот парень. На что Том естественно довольно агрессивно ответил: “Какого черта ты хочешь со мной поговорить? Я не знаю тебя”. Парень спросил: “Вы не расскажете мне, что это за клуб такой - «Сыновья Ли Марвина»?” “Ну хорошо, это закрытый клуб, и я не намерен о нем распространяться. Что с тобой?” - спросил Том. На что неизвестный парень ответил: “Я реальный сын Ли Марвина!!!…”
Джим и Том.
Изображение
Но вернемся к Джиму…
В то время у каждого в Нью-Йорке была своя группа. Идею, летавшую тогда под сводами небоскребов, можно было сформулировать так: неважно было быть обязательно первоклассным музыкантом, главное – настрой. И Джим не остается в стороне и под конец 70-х (78 – 79-й) сбивает группу под названием "Del Byzanteenes", где играет на синтезаторе и необычно настроенной гитаре, а также отвечает за вокал. Большой друг Джима еще со времен учебы в Колумбийском, Люк Санте, писатель, критик, актер (играл в дебюте Сары Драйвер), а также автор лирики нескольких песен группы, охарактеризовал "Del Byzantines" так: "Группа, которая очень беззаботно смешивала высокое и низкое, виртуозность и дилетантство, калипсо и научную фантастику, звон кастрюль, гудение и the Supremes…” Убедиться можете сами, посмотрев это безумие:
http://www.youtube.com/watch?v=zgzR0xjA ... ed&search=
(В качестве почетного гостя – Джон Люри и его саксофон.)

На одном британском лейбле музыканты записывают пару альбомов, имевших скромный успех в далекой Югославии. Но большого успеха на панк-сцене Нью-Йорка они, увы, не добиваются, и в начале 80-х группе приходит конец. Правда, по мнению одного критика "Del Byzanteenes" проложили путь таким британским группам, как "Echo & The Bunnymen" и "New Order". А великий Вим Вендерс использует несколько композиций коллектива в своем киношедевре “Положение вещей”. Сейчас группа представлена на недавно вышедшем сборнике нью-йоркского андеграунда (или как принято называть это течение - no wave) - New-York Noise 2 \ Various. ( http://recordings.ru/release/?rid=206750 )


“Я немузыкальный музыкант из Нью-Йорка”? – именно так просил называть себя Джим. Впоследствии в картинах Джармуша будет занята масса музыкантов на главных ролях. “то все интуиция, - отговаривается Джимми. – Наверное, некоторым кажется, что я рассуждаю так: «Гм… кого бы из музыкантов затащить на съемочную площадку?» Уверяю вас, это происходит совершенно иначе”.


“The Del Byzanteenes” в полном составе: Джос Браун (Percussion, Drums), Дэн Браун (Drums, Percussion), Джим Джармуш (Vocals, Keyboards), Филипп Хаген (Bass) и Фил Клейн (Vocals, Guitar).
ИзображениеДжимми, с детства грезящий стать поэтом, параллельно учебе в университете продолжает писать стихи. Успеха на этом поприще он, увы, так и не достиг. Но желания стать режиссером по-прежнему не было. Поэзия же будет занимать непосредственное место в кинематографе Джармуша. Джармуша – режиссера будут нарекать маргинальным поэтом эмигрантов и певцом одноэтажной Америки. Эстетика его картин будет пронизана то цитатами из Книги самурая XVIII века – "Хагакурэ" (“Пес-призрак: путь самурая”), то навеяна влиянием английской поэзии - в 95-м году, в той самой картине, английский поэт и мистик Уильям Блэйк станет героем “одного путешествия сквозь зеркало воды”. Не забудет Джимми и про родную поэзию: так итальянский эмигрант в исполнении Роберто Бениньи, в картине “Вне закона” будет цитировать знаменитого американского поэта, медитативного лирика Роберта Фроста.

Последний раз редактировалось KINOPSIH 20-05, 11:58, всего редактировалось 1 раз.


ЖИВИ и РАДУЙСЯ жизни, ТВОРИ и СМОТРИ кино.
20-05, 11:20
Бессрочный путешественник. Часть вторая
Изображение

“Париж, Вавилон”

В 1975-м, во время последнего семестра обучения в Колумбийском университете, Джим отправляется на несколько месяцев в Париж на стажировку.
В Париж - город всех влюбленных. Город Любовников с моста Понт-Неф. Город - Американцев Джима, которого и самого, словно героя европейского фильма, занесло сюда, в Париж, вечно открывающий свою дверь американским кинопутешественникам: миннеллевскому Джерри (“Американец в Париже”) и годаровской Патриции (“На последнем дыхании”), ромеровскому Джессу (“Знак льва”) и бертолуччевскому Мэтью (“Мечтатели”), и, наконец, бессменному путешественнику самого Джармуша - Аллоизиусу (“Permanent vacation”). Да и Поль Марлона Брандо танцевал танго, свое последнее танго, здесь, в Париже. Здесь же посчастливилось станцевать свое синефильское танго и Джиму: он очутился в настоящей кладовой Мирового Кинематографа - во Французской Синематеке!
В связи с чем юный американец решает повременить с возвращением на историческую Родину и остается в Париже на целый год.
Изображение
На свои литературные занятия юный писатель не особо бойко ходит. Зато устраивается на работу в одну галерею разносчиком картин до частных покупателей. Тут произошла с нашим героем еще одна анекдотичная история. Однажды он должен был, как обычно, доставить одному богатому коллекционеру картину для его шикарного особняка. По каким-то непонятным причинам напарник Джима, водитель грузовика, попросту наехал на нее, оставленную Джимом, по необъяснимым обстоятельствам, на дороге. После чего водитель сказал: «Джим, не беспокойся. Парень все равно подумает, что так и должно быть». Так оно и получилось.
Неизвестно, в какой степени охватили французские настроения американца: быть может, с юной леди под руку Джими впервые заглянул в Синематеку, прячась от проливного дождя, а может и по рекомендации профессора ознакомиться с экранизацией какого-нибудь произведения литературного классика, или “столкнувшись” c афишой фильма Орсона Уэллса, - не суть важно. Главное он попал в “ее” нежные, но властные объятия, из которых выбраться он уже не мог, да и не желал.
“Темная комната”, которая в свое время приютила детей разных поколений, от “детей” новой волны до “сыновей” немецкой. Жан-Люк Годара и Франсуа Трюффо, Вима Вендерса и Бертрана Тавернье, Леоса Каракса и Жан-Жака Бенекса, и еще многих, очень многих неизвестных нам кинематографистов разных поколений и национальностей, “выделила” местечко в одном ряду и для Джима на один долгий год, год мелькающей в глазах кинопленки. Или быть может, он, подобно dreamer’s Бернардо Бертолуччи, сидел на полу прямо перед первым рядом, пытаясь “уловить” изображение первым.
Изображение
“Это” была настоящая и пламенная любовь, любовь, как завораживающий танец с тем самым Богом, с – Кинематографом. Кино становится и воздухом, и водой, и огнем для молодого американца – он им живет и дышит. Он влюбился!
Джим смотрит фильмы, о которых раньше он только читал и слышал, очень сильное впечатление на него производит творчество титанов японской эстетики: Сехея Иммамура, Кензи Мидзогути (The Story of the Last Chrysantheum – особенно), Масаки Кобаяси, Акиры Куросавы и конечно Ясудзиро Одзу, оказавшего глубочайшее влияние на кинематографически-эстетический взгляд Джима, который позже сам будет характеризовать стиль своей картины “Более странно, чем рай”, как “стиль режиссера из Центральной Европы одержимого Одзу. А в 2002-м году, участвуя в опросе авторитетного издания The Sight and Sound, Джим поставит самый знаменитый и возвышенный фильм Одзу - “Токийскую историю” - на второе место среди лучших картин всех времен и народов, вслед за “Аталантой” Жана Виго.
Из американских режиссеров Джим выделяет таких безумцев, как Сэм Фуллер и Николас Рэй. У первого отмечает, прежде всего “Шоковый коридор”, у второго – “Они живут по ночам”, “В укромном месте” и “Бунтаря без причины”. Еще один Американец - Великий импровизатор Джон Кассаветис просто-напросто “забирает” сердце Джима, взамен “оставив” свою тень. В особенности любимы Джимом такие его фильмы: “Тени”, “Лица” и “Женщина под воздействием. В 2000-м году Джим Джармуш напишет открытое письмо с признанием в любви к творчеству гениального режиссера.
Также его глаз выбирает и “детей новой волны”: Франсуа Трюффо, Жака Риветта и раннего Годара, - и мастеров «постарше” (как американцев, так и европейцев): Роберта Брессона, Дзигу Вертова, Карла Дрейера, Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Жана Ренуара, Пьер Паоло Пазолини, Элио Петри, Говарда Хоукса, Билли Уайлдера, Престон Стёрджеса, Дугласа Сирка, Джозефа Х.Льюиса, Жан-Пьера Мелвилля, Фридриха Мурнау, Роберто Росселини, Дэвида Гриффита…
Обожает комиков, в особенности Бастера Китона и братьев Маркс. Отмечает и такие отдельные фильм, как: “Маменькины сынки” Федерико Феллини, “Дух улья” Виктора Эрисе, “В упор” Джона Бурмена с Ли Марвином и “Плаксу-убийцу” Джас Эддисса с молодым Джеком Николсоном, короткометражку Роберта Франка “Pull My Daisy” с участием Алана Гинсбера и “Bucket of Blood” Роджера Кормена.
Изображение
Мы так и не узнали, стал ли Париж “своим” Вавилоном для 20-ти летнего Аллоизиуса, мы только как тот незнакомец предположили: “Думаю, что станет, Элли…” Для другого, 22-х летнего американца, чье имя было Джим Джармуш, Париж стал Вавилоном.Вне всяких сомнений, стал - “своим и на год”

"Нью-Йорк моногатари"
“Если ты действительно хочешь делать кино, не говори об этом. Делай его!” Николас Рэй.
Изображение
Вновь оказавшись на родине, Джим не возвращается в Колумбийский университет и тем более не получает степень бакалавра по Французской и Английской литературе, как многие где пишут! После возвращения из Франции Джим не бежит в киношколу, в голове у него другие приоритеты – он пишет литературные произведения, а также основывает музыкальную группу the Del-Byzanteens, о который мы уже говорили.
Спустя время, в какой-то момент Джим замечает, что его произведения становятся все больше связанными с кинематографом – его стихи в прозе начинали становиться похожими не то чтобы на киносценарии, а на описания сцен кинематографическим способом. Денег у него тогда конечно не было, и он особо не знал, что ему делать, но тут-то и аукнулся “заморский Вавилон”. В 1977-м Джим все же решает подать документы на кинофакультет в Школу Искусств Tisch (Tisch Scool of the Arts) на трехлетнюю программу обучения. “Это был действительно внезапный прорыв! – говорил радостный Джим. – До этого я никогда не снимал фильмы, но представил какие-то литературные работы, и, как я думаю, чтобы дополнить группу студентов – будущих писателей, меня приняли…”
Изображение
С течением времени”/Король дороги/ реж. Вим Вендерс

Кино привлекло Джима, прежде всего своей формой, где можно было соединить и музыку, и литературу, и фотографию - все то, что так сильно интересовало Джима ранее.
Правда, хорошим студентом Джим не был, “уроки кино” сразу же не пришлись ему по душе. Как считал сам Джим, большинство преподавателей никуда не годились, лишь несколько профессоров были интересными. Молодому кинематографисту приходилось самому делать отсев и подчас переучивать то, чему его учили, чтобы не пойти ложным путем. Именно тогда Джим и понял, что в кинематографе нет твердых правил – их столько же, сколько режиссеров.

В киношколе Джим впервые знакомится с андеграундными кинематографистами, в первую очередь - с Томом ДиЧилло, впоследствии соратником и оператором первых трех картин Джима (“Permanent vacation”, “Более странно, чем рай” и первый сегмент из цикла “Кофе и сигареты”), а затем последователем своего старшего товарища. Его дебютная лента в качестве режиссера - “Джони Замша”, китчевый мазок о похождениях беспечного музыканта в исполнении совсем юного Брэда Питта - в 1991м году будет отмечена Золотым Леопардом на фестивале в Локарно, там же, где семью годами ранее чествовали Джима за “Более странно, чем рай”. Спустя четыре года Том снимет более внятную и забавную картину - “Жизнь в забвении”- о непутевых кинематографистах со Стивом Бушеми в роли режиссера с внешностью молодого Джона Уотерса.
Еще одним знакомым был Амос Поэ - малоизвестный альтернативный нью-йоркский режиссер, чей фильм "The Foreigner" (1978) вдохновит нашего героя при создании своей дебютной ленты.
Ну и, конечно же, Джим знакомится с легендарным режиссером, творчество которого Джим оценил еще в Синематеке, - великим Самуэлем Фуллером.

К сожалению или к радости, в киношколе Джим не доучивается: после второго года обучения у Джима заканчиваются деньги на продолжение учебы. Позволим себе немного забежать вперед, сказав, что диплом он получит позже – Джиму выдадут почетный диплом. Но вернемся назад… На третий год преподавать на факультет приходит легендарный режиссер и не менее великий учитель - Николас Рэй, фильмы которого потрясли Джима в Синематеке. И Джим вроде как возвращается на некоторое время в киношколу, в группу Рэя, который также недолго пробыл в её стенах. Примерно через месяц Рэй отказался даже заходить туда, сославшись на слабое здоровье. Он настаивал, что если кто-нибудь захочет учиться у него, то и придется приходить прямиком к нему домой. Джим разъясняет ситуацию: “До известной степени, он брал у школы деньги, скорее чтобы как-то прожить, чем чтобы по-настоящему кого-то учить, что я могу понять: я как бы делал нечто подобное, чтобы снять свой фильм”. Поначалу в группе Рэя занималось порядка 6 человек, приходивших раз в неделю. Спустя два месяца, количество учеников снизилось до трех, а еще через месяц не пришел никто, кроме Джима, который продолжает заниматься с Ником самостоятельно и становится его другом. Прям как Эд Вуд и Бела Лугоши.

Джиму и слово: “Кажется, я больше узнал о личности Ника, чем об особенностях режиссирования или даже просто о чём-нибудь из того, что делать с фильмом. Думаю, я многому научился из того, какой хребет тебе потребуется, чтобы выстоять перед всеми этими сбивающими с толку проблемами, возникающими в процессе производства фильма. Казалось странным, что он не получал никаких гонораров или чего бы там ни было за свои фильмы... Даже еще до того, как я его встретил, благодаря своим фильмам, он был для меня чем-то вроде героя. А затем, встретить его и понять, что фильмы – это просто еще один аспект того, как он думал о различных вещах… Я почти что чувствую, что научился большему просто разговаривая с ним о чем угодно: книгах, музыке или бейсболе – чём угодно, кроме особенностей режиссирования…» «Я наблюдал за его методами работы, - продолжал Джим о Рэе, - манерой разговаривать с техническим персоналом. Именно тогда я понял, что научить снимать кино невозможно. Этому можно научиться, только наблюдая за работой других. Главное — найти свой путь, чтобы снимать личностные, авторские картины”.

В итоге Ник берет своего друга Джима в ассистенты (production assistant) на свою последнюю, предсмертную картину – “Молния над водой” (или - “Фильм Ника”). Вторым режиссером картины был еще один человек, глобально повлиявший на кинематографическую судьбу Джима – выдающийся немецкий режиссер Вим Вендерс. Картина “Молния над водой” повествовала о человеке, умирающем от рака. Этим человеком был сам Николас Рэй. Во время съемок Автора не стало… “Картина начинается с его смерти, а Ник хотел, чтобы она настигла его в конце фильма – он хотел умереть, работая”, – сказал Вим после.

К съемкам дебютной картины под названием “Permanent vacation”/“Бессрочный отпуск” Джим приступил в 1979 году, спустя некоторое время после смерти Николаса Рэя. Картина стала неофициальным посвящением учителю, с заветом которого он к ней и приступил. Ник говорил: “Если хочешь сделать фильм, то ты можешь его сделать. Не позволяй никому говорить тебе, что это невозможно, или что тебе понадобится очень много денег”.
Но также стало ясно, что стиль Николаса Рэя не особо чувствуется в дебюте ученика, фигура Рэя сыграла немного другую роль – Джим не только научился у Ника кинопроцессу, но и унаследовал, возможно, самое главное, то, чем сегодня восхищаются столь многие - дух автора, характер настоящего художника, манию тотального контроля своего произведения. В этом ученик оказался гораздо более удачлив, чем учитель, - сегодня Джим Джармуш один из немногих (если не единственный), кто владеет правами на негативы копий всех своих картин. Исключение только в случае с документальной лентой о музыканте Ниле Янге “Год лошади”.

Съемки “Permanent vacation”, точнее сам процесс работы над картиной был неоднозначным и сложным. Попросту у Джима, как и у всех молодых режиссеров, не было денег. И тут произошла счастливая ошибка: Джиму дали стипендию Луиса Б. Майера (the Louis B Mayer fellowship), но вместо того чтобы отправить её в школу на плату за обучение, направили прямо Джиму, который, конечно, и думать не хотел платить за обучение - деньги он потратил на бюджет для фильма. Позже великий и ужасный Квентин Тарантино одобряюще скажет: “Лучше потратить 6 тысяч долларов на фильм, чем 6о тысяч на киношколу!» Киношколе, правда, фильм не понравился, они отнеслись к нему с неодобрением (он был слишком длинным - 80 минут), также как и не понравился тот факт, что Джим не оплатил обучение, а использовал деньги на фильм. Поэтому он и не получил диплом. Но позже киношкола стала использовать имя Джима Джармуша для собственной рекламы, на что в одном из интервью Джим заметил: "Это странно, потому что им не понравился мой фильм и они не дали мне диплом. А затем прислали его мне. (Смеется.) А с его помощью и еще с помощью полутора баксов в Нью-Йорке можно только чашку кофе купить».

Картина “Permanent vacation” стала своего рода последним “земным” пунктом в путешествие мальчика из Огайо. С этого времени Джимми - “гражданин и поэт Нью-Йорка”. А бессрочный путешественник уже не он сам, а его персонажи, – по ту сторону целлулоида. Первого звали Элли, и он танцевал безумный бибоп.
Изображение
Очень верно подметил Сергей Кудрявцев, сказав о “Permanent vacation” следующее: “Там уже все есть, что будет дальше”. Действительно, в кинематографическом плане там было все, что будет восхищать позже в более знаменитых картинах (тематика и стиль, звуковой фон и архетип героя и т.д. – обо всем подробно в другой раз).
Не было только одного, пожалуй, самого важного в любой профессии, того, ради чего она и стоит нашего труда – удовольствия! Как признался сам Джим, после фильма он просто хотел все бросить. Картина потребовала много денег (около 15 тыс. долларов), а монтаж занял столько времени, что в итоге работа над фильмом вызвала у юного режиссера - отвращение! Джим задался вопросом, а надо ли этим заниматься? Ответ на этот непростой и важный вопрос Джимми со временем нашел, и нашел, конечно, тот, которому мы все искренне рады. Но не будем забегать вперед.

После “Отпуска”, где-то в 80-81-м годах, Джим совместно с Люком Санте пишет сценарий “The Garden of Divorce” - 12 минутную историю под трех актеров: Джона Люри, Ричарда Бойса и Марию Дюваль. К сожалению, Джима снова ожидала неудача - проект так и не был реализован.
Затем, в 1982 году снимает 30-минутную картину “Новый свет” с Джоном Люри, Ричардом Эдсоном и 15-летней актрисой театра “Squat Theatre”, Эсцер Балинт, в главных ролях. Картину, после которой последовал отпуск, грозивший стать бессрочным - период “вне кино и без денег” продлился около двух лет, до момента встречи Джима с немецким продюсером Отто Грокенбергом, благодаря которому улаживаются финансовые проблемы и вопросы с актерским составом. Тут-то и сказал свое веское слово главный Ангел и Одиссей кинематографа Вим Вендерс, снимавший в 83-м одну из лучших своих картин - “Положение вещей”, - от которой у немца по счастливому случаю осталась неиспользованная кинопленка. Ей-то он и снабжает пропащего, “незнающего, что делать” юношу. Так Джим получает шанс продолжить свой кинематографический путь, такое вот счастливое положение вещей.

Джим о Виме: “Я бы не сказал, что Вим Вендерс повлиял на меня больше, чем другие мои любимые кинематографисты. Вим работает иначе и зачастую предпочитает, мне кажется, обходиться без сценария вообще, а просто снимать и следовать за сюжетом. Я работаю не так. Мне нравится его зрительное восприятие и много другое в его фильмах, но я бы не сказал, что он оказал на меня непосредственное влияние. Но он вдохновил меня и помог мне лично, снабдив материалом для фильмов в самом начале, а также поддерживал меня, за что я его очень уважаю”.
После “Положения вещей” картины Вендерса вообще потеряли Джима как своего зрителя, ничего личного.

В 1984-м году Джим, недолго думая, решает снимать продолжение истории, начатой в “Новом свете”. Так появилась странная картина с не менее странным названием “Stranger Than Paradise” (“Более странно, чем рай”) - черно-белое роуд-муви, искусно развивающее мотив “Отпуска”, только в более комедийном ключе, и приносящее неожиданный успех нашему Джиму как в Европе, где картина получает “Золотую камеру” за лучший дебют на фестивале в Канне (также отмечается на главных смотрах молодых дарований, в Локарно (главный приз) и в Роттердаме), так и у себя на родине - лента удостаивается специальной премии жюри крупнейшего независимого фестиваля Америки - в Санденсе, и, самое удивительное - признается лучшей Американской картиной года, по мнению Ассоциации кинокритиков США (National Society of Film Critics Awards).
Картину даже объявляют этапной для всего американского независимого “фронта” (иначе не назовешь), именно этот фильм, и по прошествии многих лет остающийся для многих поклонников творчества Джима любимейшим.

Но главное было не в признании высоколобых критиков, а в ответе, в найденном ответе на свой непростой вопрос. Удовольствие, полученное от процесса создания картины, работы с актерами и монтажа, наконец, от “кинопутешествия” по Флориде и родному Огайо, ставит все на свои места. Танец удался. В лице благодарной леди – зритель. И травелеру Джимми остается только закончить наш затянувшийся рассказ.
Зачесав белый чуб и глубоко затянув очередную сигаретку марки "American Spirit", он тихо произносит басистым ли марвинским голосом: “Режиссура — это мое призвание!”

- Подожди, дай докурю…

Кликни Сюда и увидишь, как Джим курит!(Заядлый курильщик)))

ЖИВИ и РАДУЙСЯ жизни, ТВОРИ и СМОТРИ кино.

Сообщений: 2 Страница 1 из 1
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron